Кто и как обжаривает кофе в Казахстане — исследование Poster

7 октября • 5 минут

Лариса Ракша
Лариса Ракша
Журналистка. Проводит интервью с экспертами ресторанного рынка, пишет об открытии заведений и темах, касающихся HoReCa.

Еще пять лет назад на все казахстанские кофейни приходилось 4-5 поставщиков свежеобжаренного кофе, а сегодня их количество перевалило за два десятка. Основная причина такого стремительного роста — изменение потребительского поведения. Казахстанцы все чаще выбирают вместо растворимого более качественный зерновой продукт.

О том, что представляет из себя сейчас среднестатистический казахстанский обжарщик кофе, на каком оборудовании он работает, кому и сколько продает — в исследовании компании по автоматизации заведений Poster.

Посмотрите самостоятельно как работает Poster

Оцените преимущества программы для учета бесплатно и без регистрации:

  • Финансовые отчеты
  • Складской учет
  • Статистика и аналитика
  • Маркетинг и др.

Аудитория и метод исследования

Анкету исследования заполнили 11 компаний по обжарке кофе из городов Казахстана — среди них Алматы, Караганда и другие. Это более 50% всех обжарщиков кофе на казахстанском рынке.

Полный список компаний по обжарке кофе, которые приняли участие в исследовании: Spectre Coffee, Barista coffee, Local Coffee Company, Serikov Coffee Company, Choose coffee, Flask Coffee, Grossa Coffee Roasters, Master Coffee Roasters, Cosmic Garden Coffee, Atyrau coffee roasters, Born Brave Coffee Roasters.

Во всех результатах мы используем медиану, а не среднее арифметическое, поскольку она точнее отражает типичную ситуацию на рынке.

Результаты исследования

Цена и ассортимент

Казахстанские обжарщики в среднем насчитывают в ассортименте 19 позиций кофе (минимум — 7, максимум — 50+). Килограмм самого доступного кофе стоит в среднем 10 000 ₸, самого дорогого — 35 000 ₸. При этом на рынке встречаются эксклюзивные лоты: за самый дорогой килограмм спешелти зерна просят до 239 000 ₸.

«Specialty кофе — это не только про вкус, но и про отслеживаемость. Например, мы сами ездим в разные страны, посещаем фермы и выбираем лучшие сорта кофе. На каждой упаковке указываем, откуда привезено зерно, как оно было обработано и обжарено. Эти детали помогают покупателю заранее понять, каким будет вкус напитка в чашке» — рассказывает Павел Сериков, основатель первой в Казахстане обжарки кофе Serikov Coffee Company.

Продажи и каналы

64% казахстанских обжарщиков имеют собственные кофейни (в среднем — по две). 100% продают кофе в розницу гостям и 100% — оптом в общепит; 45% работают с ритейлом.

Розничные продажи составляют в среднем 17,5% выручки. 64% имеют собственный интернет-магазин, 100% предлагают помол на заказ, 73% — собственные бленды, а бесплатную доставку — 100%. Доля обжарки под фильтр занимает в среднем 10%.

Сайт и социальные сети

У 73% обжарщиков есть собственный сайт, аккаунт в Instagram есть у 100% компаний. Среднее число подписчиков — 2 169. 82% создают обучающий контент о сортах, способах заваривания и культуре потребления.

Оборудование и производительность

Все участники работают на собственных ростерах, а не берут их в аренду. Самые популярные марки — Giesen (около 45%), а также Probat, Stronghold и другие.

Среднемесячный объем производства — 3 000 кг на одну обжарку: 22% компаний производят менее 3 000 кг, 56% — 3 000–5 000 кг, 22% — более 5 000 кг.

Главные вызовы рынка для обжарщиков

По мнению обжарщиков, ключевые проблемы рынка сегодня:

  • девальвация тенге,
  • рост цен на сырье,
  • демпинг со стороны конкурентов
  • низкая маржинальность.

«Казахстан — самая большая страна мира без выхода к океану. В стране нет большого порта, поэтому большой проблемой остается и логистика. Все очень дорого привезти» — добавляет Чихун Джонг, основатель обжарки Flask Coffee в Алматы.

Материалы по теме